Facebook

© 2014

9:00 - 18:00

Мы работаем Пн. - Пт.

+38 (067) 308-78-78

Позвоните нам

Facebook

Поиск
Меню
 
Ante > Новости  > Бізнес готовий виходити з тіні, якщо отримає гарантії від держави

Бізнес готовий виходити з тіні, якщо отримає гарантії від держави

Всякая крупная компания-налогоплательщик в Украине как минимум на протяжении последних 1095 дней сталкивалась с понятием «налоговая нагрузка», «компания-бабочка», «конвертационный центр», «доход от НДС» и так далее в разных вариациях. Не всякая соглашалась на установленные «сборщиками податей» цифры и методы — многие (по крайней мере, среди наших клиентов) сопротивлялись, многие вынуждены были соглашаться (по разным причинам).
Никто также не будет отрицать, что несоответствие доходов и расходов физических лиц в Украине также сильно бросается в глаза. Наша профессия налоговых консультантов позволяет судить о деятельности первых, вторых и третьих налогоплательщиков объективно — мы должны в какой-то степени выступать «мерилом» рисков. Однако и предложить какой-то объективно разумный механизм перехода из «черной» или «серой» бизнес модели в «белую», кроме как сдаваться на милость нынешней власти, не было возможности. Не забываем, что ни один чиновник в нынешней украинской власти не согласится добровольно отказаться от своего «законного» дохода, формировавшегося из «податей». Поэтому иногда такой переход в прошлом вызывал у чиновника недоуменное «а что я буду делать без ваших денег»?
Единственный вариант для обеих сторон в Украине сейчас — договориться об условиях понятного, справедливого и взаимного перехода к новой системе налоговых координат, то есть провести комплексную реформу и, возможно, начать с обсуждения условий налоговой амнистии и/или амнистии капиталов. Такая амнистия должна стать своеобразным «мостом» между старыми и новыми методами ведения бизнеса в Украине. Такая амнистия не должна ставить на колени ни бизнес, который всех кормит, ни государство, которое этот бизнес дисциплинирует и контролирует. Если амнистии нет — бизнес (от малого, до большого) уходит в тень.
Государство, опять же, может достичь эффекта наполнения бюджета. Вот только сама налоговая реформа, ее направление нам до сих пор неизвестно. Крайне странно слышать замечания к проекту концепции налоговой реформы, разработка которой сейчас ведется в правительстве с участием бизнеса, которые заключаются в том, что изменения (например, снижение ставок НДС и ЕСВ) приведут к недобору бюджета. Правительство забывает, что качественное проведение амнистии (налоговая амнистия и амнистия капиталов) расширит базу налогообложения, из тени могут выйти лишь в обмен на тотальную реформу.
Амнистия налогов и капитала — абсолютно не новая практика. Только за последние 10-15 лет налоговая амнистия проводилась в Греции, Италии, Швейцарии, Португалии, Австрии, Франции, Финляндии, Ирландии, России, Казахстане, Польше, Великобритании, также планируется в этом году ее проведение в Австралии. Амнистии имели разную эффективность — от условно провальных (Польша, Латвия, Россия) до успешных (Ирландия в 1988 году, Италия (2001-2002)).
Успех амнистии обычно зависит от двух главных факторов: хорошее информирование и понимание плательщиками налогов, последующее усиление контроля за уплатой налогов со стороны государства или увеличение санкций за их неуплату; и достаточный уровень доверия к государству, которое базируется на последовательной, инвестиционно-стимулирующей, прозрачной и честной политике по отношению к плательщикам налогов.
Проект закона о налоговом компромиссе, принятый в первом чтении Верховной Радой, говорит только об амнистии налогов. О тотальных проверках, об отсутствии понимания о гарантиях, что государство после раскрытия не подставит налогоплательщика, добровольно раскрывшего информацию, и не получит с него ту же «налоговую загрузку». Никто не говорит об амнистии капиталов — «нулевом» декларировании физических лиц, которое снимет «дамоклов меч» с тех, кто может и хотел бы задекларировать свои капиталы и за рубежом.
Да, сегодня проконтролировать справедливость заявленных сумм практически невозможно. Однако, с учетом подписанных Украиной соглашений об обмене информацией, нарастанием процесса автоматического обмена банковской информацией, ростом квалификации налоговых органов по качественному составлению запросов о счетах резидентов Украины в иностранных банках, раскрытию информации о собственниках в реестрах компаний, получение полной информации — это вопрос пары лет. Если не спешить с амнистией капиталов, но дать ей качественное наполнение в более разумный срок, — декларативность процесса перейдет в качественный переход.
Доверие к государству в рамках налоговой амнистии может вырасти, если в рамках тотальной реформы государство и бизнес установят несколько промежуточных целей, которые облегчат взаимный контроль между государством и плательщиками налогов, выведя их на новый современный уровень:
— с точки зрения бизнеса — это использование МСФО для подготовки финансовой и налоговой отчетности, переход к новым условиям уплаты налогов в рамках последовательно реализуемой государством и известной всем на момент амнистии всей налоговой реформы;
— с точки зрения государства — это использование стандарта IPSAS (Public Sector Accounting Standards), которые аналогичны МСФО для публичного сектора экономики, изменение системы государственных закупок, введение электронного правительства, изменение системы государственных финансов и государственной службы (бизнес-модель финансирования и выполнения обязанностей). Безусловно, важной составляющей является борьба с коррупцией.
Возвращаясь к проекту закона об амнистии — в нынешней редакции он, кроме прочего, заявляет о тотальных проверках, об отсутствии понимания о гарантиях, что государство после раскрытия не «вцепится» в налогоплательщика и не «вытрясет» из него ту же самую «подать». Такой вариант закона провален, даст только «галочку» в учетной книге реформ и не приведет нас к результату.
Поэтому предложений несколько:
— дать понимание содержания и сроков реализации налоговой реформы;
— распространить амнистию не только на налог на прибыль и НДС, но и на налог с доходов физических лиц. Кроме всего, амнистия должна охватить ответственность на нарушение валютного законодательства (правила размещения валютных ценностей) и правил инвестирования за пределами Украины (лицензии на открытие счетов и инвестирование в иностранные компании);
— под украинскую амнистию также должны попасть компании-нерезиденты (в том числе те, которые не имеют представительства в Украине) — они также по некоторым причинам не могли или «не видели необходимости» уплатить налоги в Украине;
— в периодах, которые попадают под амнистию и с которого должна начаться «обновленная» работа бизнеса, необходимо вносить коррективы. Например, в период амнистии (сейчас все периоды до 1 января 2014 года) включить первые два квартала 2014 года, затем установить переходной период (для детенизации и перехода на стандартную систему налогообложения), и новый период — с 1 января 2015 года;
— метод сплошных проверок не добавляет доверия и мотивации для налогоплательщика. Государство обязано установить критерии проверок и перечень «проблемных» контрагентов, сделки с которыми с высокой степенью вероятности считаются такими, которые могли привести к налоговым уклонениям;
— ставка налога на скрытые активы — в проекте закона 15% (как налог у источника с нерезидентов), тогда как остальные плательщики пользовались ставкой 19 и более процентов. Если рассматривать данную акцию как «прощение» задолженности, то есть смысл либо (а) рассрочить уплату налога на 10% немедленно по началу амнистии, и оставшиеся 90% по истечение например двух лет на основании проверки (90% — применяется, если проверка покажет существенные нарушения); (б) либо назвать санкцию штрафом. В результате можно простимулировать позитивное отношение налогоплательщика к дисциплине и договоренностям с государством;
— амнистия капитала может предусматривать освобождение физических лиц от уголовной, административной и финансовой ответственности, с уплатой штрафа например в размере 1-2% на сумму капитала, если:
а) активы и инвестиции находятся или переведены в страны ЕС или в страны, с которыми Украина подписала соглашение об обмене налоговой информацией (если активы находятся в офшорных юрисдикциях — то штраф, например 5-10%);
б) резидент Украины задекларировал все имущество в Украине и за его пределами, в том числе, но не ограничиваясь корпоративными правами, недвижимостью, банковскими депозитами.
В любом случае условия амнистии — как налоговой, так и капиталов — должны обсуждаться с бизнесом, давать взаимные гарантии, в первую очередь со стороны государства, иначе ее успех сомнителен и скорее подорвет репутацию у дисциплинированных налогоплательщиков, чем повлечет разрешение данной проблемы.
Источник: «Дебет-Кредит»

})(jQuery)